Реклама




Мудры для управления энергией в теле


Мудры для управления энергией в теле

В аюрведе, как и в традиционной китайской медицине, наряду с током энергии в теле важную роль играет связь человека с окружающим миром. Такие факторы, как возраст, время года, наслед­ственность и душевный настрой, определяют состо­яние праны — в традиционной китайской медици­не этому понятию соответствует, пожалуй, термин ци. Прана, или ци, представляет собой универсаль­ную жизненную энергию. Пища, окружение и пси­хическое состояние оказывают прямое воздействие на прану или отдельные ваю. В Тибете прану зовут (р)лун, а в Японии ки.

Она пронизывает все мироздание и оживляет всякое тело. Если человек здоров, прана может дви­гаться беспрепятственно. Стоит появиться болезни, как в каком-то месте тела образуется затор, не про­пускающий прану.

Прана в человеческом организме действует в са­мых различных направлениях: подымаясь, расши­ряясь, разделяясь, опускаясь, обращаясь по кругу.

Эти различные перемещения вездесущей праны в теле именуются ваю, или ветрами. Различают пять отдельных энергетических ветров, которые можно привести в согласие посредством соответствующих мудр.

Пряна

Наряду с общим для жизненной энергии поня­тием прана речь, как в данном случае, может идти и об отдельной разновидности праны. Прана дей­ствует возбуждающе и направлена вверх. Она пред­назначена для принятия телом энергии и играет важную роль в работе сердца и легких, вдоха и са­мой грудной клетки.

Апана

Апана действует при выдохе и служит для сек­реции. Она направлена от пупка вверх. Ее свойства­ми являются выделение и разрядка. Все органы, где есть секреция, связаны с капаной.

Самана

Данный энергетический ветер служит для про­цессов усвоения: он сжигает и видоизменяет. Сама­на действует в области пупка и соотносится с агни.

Вьяна

Вьяна предназначена для распределения и цир­куляции энергии и свое телесное соответствие на­ходит в функциях кровообращения.

Удана

Она обозначает обращенную к духовному нача­лу энергию, и ей соответствуют речь и духовное раз­витие человека, в телесной плоскости она соотно­сится с областью горла.

Рис.1 Пряна-ваю-мудра

Пряна -ваю-мудра

Пряна-ваю-мудра подпитывает направленную вверх энергию праны и жизненную энергию свя­занных с ней органов.

Большой палец слегка касается мизинца и ука­зательного пальца. Мудра делается на обеих руках.

Апана -ваю-мудра

Апана-ваю-мудра поддерживает направленную вниз энергию праны и деятельность связанных с ней органов, которые ответственны за секрецию, обез­зараживание и вывод шлаков.

Большой палец слегка касается среднего и ука­зательного пальцев. Оба других пальца вытянуты. Де­лайте эту мудру на обеих руках.

Рис.2 Апана-ваю-мудра

Рис.3 Бандхи

Все мудры предназначены для пробуждения дремлющей жизненной силы и приведение ее в со­гласное движение. Как уже говорилось, мудра не всегда представляет собой положение пальцев рук, но иногда может состоять из сочетания определен­ного положения тела с той или иной техникой ды­хания. Сюда входят энергетические замки, имену­емые бандха. Эти бандхи сами по себе уже являются мудрами. Но нередко они сочетаются с другими мудрами.

Джаландхара-бандха запирает проход воздуха к шее. Подбородок прижимается к грудине опускани­ем головы. Позвоночный столб при этом неизменно остается прямым, наклоняется лишь голова, но не плечи. Тем самым мы препятствуем дальнейшему поднятию идущей вверх энергии — праны.

Техника исполнения
  • Осанка прямая.
  • Усевшись удобно и прямо, сделайте вдох, опустите голову и постарайтесь, чтобы гру­дина выдвинулась в сторону подбородка.
  • Отведите подбородок немного назад, и пусть он затем опустится на верхний край грудины. Тем самым достигается ощуще­ние напряжения по бокам шеи.
  • Задержитесь в этом положении, пока смо­жете выдыхать, затем верните голову в ис­ходное положение.
  • Выдох должен быть по возможности мед­ленным.

Эта бандха позволяет оказывать слабый нажим на нерв сонной артерии, что препятствует росту кровяного давления во время задержки дыхания. Джаландхара-бандха расслабляет тело и дух.

Удлияна-бандха

Посредством удина-бандхи широко раздвига­ется грудная клетка, вследствие чего происходит втягивание живота внутрь. Обычно — в отсутствие всякой бандхи — прана движется вверх, а апана вниз. Уддияна-бандха усиливает обращение движения энергии посредством джаландхара- и мула-бандхи. Прана теперь оказывается направленной вниз, а апана вверх. Обе энергии встречаются в области пуп­ка. Практикование удина-бандхи может повысить емкость легких.

Техника исполнения
  • Сядьте прямо.
  • Сделайте выдох.
  • Расправьте грудную клетку посредством имитации вдоха без реального вбирания воздуха в легкие. При этом брюшной пресс втягивается внутрь.
  • Теперь начинайте осторожно вдыхать. Важ­но, чтобы это шло медленно само собой: слишком сильное «втягивание» воздуха способно повредить легочные альвеолы.
  • Держите грудную клетку с полными лег­кими широко расправленной.
  • Медленно выдохните.
Мула-бандха

Мула-бандха составляет третий замок, когда происходит сжатие мышц сфинктера заднего про­хода. Посредством этого сжатия приподнимается сам задний проход. Данный прием препятствует даль­нейшему опусканию и выходу из тела текущей вниз энергии. Тем самым удерживается апана, и ее есте­ственное, направленное вниз движение идет вспять.

Постановка всех трех бандх

Действие: в Хатха-(йога)-прадипике, класси­ческом сочинении по йоге, утверждается, что данное упражнение побеждает старость и саму смерть. Дремлющая жизненная сила должна быть разбуже­на. Старые трактаты часто прибегают к образному языку для объяснения метафизических явлений, которые могут проявить себя в физическом и пси­хическом плане. Все три бандхи вместе обращают вспять движение энергии тела, вследствие чего вся энергия собирается в области пупка.

Техника исполнения
  • Сядьте прямо. Вдохните.
  • Во время паузы при наполненных легких поставьте сразу все бандхи. Подбородок по­коится на ключичной впадине, грудная клетка широко расправлена, а живот втя­нут внутрь, отверстие заднего прохода зак­рыто.
  • С началом выдоха снимите все бандхи. Под­нимите подбородок, разожмите сфинктер заднего прохода, удерживая, однако, рас­правленной грудную клетку.
  • Начните все сначала.

Внимание. При выполнении упражнения, пожа­луйста, не насилуйте свой организм и следите за подаваемыми им сигналами. Воздействие энергети­ческих токов ведет к изменению самой энергии, что позволяет убирать зажимы как на телесном, так и психическом уровне. При определенных обстоятель­ствах это может даже спровоцировать духовный кри­зис. Поэтому не начинайте заниматься без наблю­дения опытного наставника по йоге.

Посредством прана-мудры вы можете открыть­ся навстречу космическому течению праны. Все мироздание пронизано праной, ведь сама прана есть не что иное, как изначальная вибрация, которая проникает повсюду и все превосходит. Вы заряжа­етесь праной, когда в состоянии воспринимать ее, а ваши руки служат здесь приемником.

Ирана-мудра (простая разновидность)

Техника исполнения
  • Сядьте прямо.
  • Положите руки ладонями вверх на пах или на колени.
  • Сосредоточьтесь на анахата-чакре, что в средней части позвоночника на уров­не сердца.
  • Раскройте свое сердце.
  • Пусть внутри вас воцарится мир.

Имеется еще одна разновидность прана-мудры, рассчитанная на подготовленных. Приступайте к ней, лишь освоив постановку бандх и затяжку вы­доха, когда не возникает удушье.

Пряна-мудра
(разновидность для подготовленных)
Рис.4 Пряна-мудра

Техника исполнения
  • Займите сидячее положение, спина пря­мая.
  • Закройте глаза.
  • Положите руки на колени в положении при­нимающих рук: ладони обращены вверх.
  • Глубоко вдохните и полностью выдохните.
  • Во время паузы с пустыми легкими зак­ройте задний проход, сжав мышцы сфин­ктера (мула-бандха).
  • Сосредоточьтесь на основании позвоноч­ного столба.
  • Не слишком долго задерживайте дыхание. Вы не должны ощущать удушья.

Внимание. Не насилуйте свой организм! Уве­личивайте объем своих легких постепенно, шаг за шагом. Если вы дольше задерживаете дыха­ние, ставьте и снимайте одновременно все три бандхи. Это касается исключительно пауз с полными воздуха легкими. Постепенно увели­чивайте продолжительность вдоха, задержки дыхания и выдоха. Оптимальное временное со­отношение вдоха к выдоху составляет 1:2. За­держки дыхания не должны происходить за счет продолжительности выдоха.

  • Снимите бандхи и вновь достаточно мед­ленно — глубоко и с тихим втягиванием воздуха — вдохните.
  • Одновременно поднимайте кисти рук с от­крытыми ладонями вверх на высоту пупка. Ладони слегка наклонены к телу. Во время движения рук ощутите поднимающуюся энергию праны: вдоль позвоночного стол­ба от его основания до пупка.
  • Удерживайте ладони открытыми так, что­бы кончики пальцев обеих рук, не сопри­касаясь, указывали друг на друга.
  • Выдохните.
  • В паузе после выдоха затворите заднепро­ходное отверстие.
  • Расправьте широко грудную клетку и вдох­ните — воздух должен тихо и полностью втекать внутрь.
  • Одновременно с вдохом поднимайте кис­ти рук до уровня сердца.
  • Ощутите, как вдоль позвоночного столба от пупка на высоту сердца поднимается вверх прана.
  • Еще больше расправьте грудную клетку и наполните ее еще большим количеством воздуха.
  • Одновременно поднимайте кисти рук на уровень горла.
  • Ощутите, как ток праны движется вдоль позвоночника на высоту горла, а оттуда поднимается в область межбровья и, на­конец, наполняет собой всю голову, а за­тем начинает распространяться вне и по­верх головы.
  • Задержите дыхание наполненными легки­ми. Одновременно поставьте бандхи.
  • Расправьте руки в стороны, пока они слег­ка согнутые, с открытыми ладонями не окажутся на уровне ушей.
  • Представьте свет, который спокойно, неся исцеляющую силу, исходит из недр вашей головы.
  • Выдохните, вернитесь в обратном порядке в исходное положение, одновременно опус­кая руки и ощущая, как световой ток пра­ны вновь движется вниз.
  • Продолжайте дышать глубоко и расслаб­ляющим образом, следя некоторое время за дыханием.

  • Copyright © Sk1project.org Все права защищены.

    Опубликовано: 2013-03-11 (0 Прочтено)



    ИНТЕРЕСНОЕ




 А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И 
 Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т 
 У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я